Rambler's Top100
 
Центр мониторинговых исследований

Логотип
  Прайс-лист
  Курсы
  Форум
  1-a конференция социометрологов
   
Rambler's Top100
   
 
Способность к письму и чтению: стандарт и тип культуры.

Г.В. Парамонов, учитель русского языка и литературы Дубковской средней школы (Ярославская область)

Бывают исторические периоды, когда пространство общения приходится выстраивать заново. Меняется социум - развивается соответствующий язык. В XIX в. об этом писали философы и филологи-романтики, авторы морфологической классификации языков, в ХХ в. - создатели концепции основных типов грамматического строя: активного, эргативного, но-минативного и нек. др. Именно они заметили, что язык индивида, отдельной социальной группы, выражающие глубину и структурные особенности присущих им социальных пространства и времени, не могут быть абсолютно тождественны общему языку всего человечества на протяжении всей его истории - как любых других социальных общностей, в которые индивид или группа входят на правах элементов. Древний человек, подобно многим нашим современникам, иногда принадлежавший по рождению цивилизации, развившей письменность, не всегда умел читать и писать, а если читал, то обычно не "про себя", а вслух, буквально крича, на что указывает точный перевод соответствующего вавилонского термина. Все не отвечавшее такому способу чтения, все связанное с иным миропониманием и мирочувствованием определялось как враждебное Ничто. Письмо с течением истории усилило автономность и проективность слова как единицы языка, и некоторые люди, а затем целые социальные слои и народы приобрели способность переводить свою "внешнюю" речь на уровень "внутренней", увидев в ней прерывную непрерывность, подобную ряду натуральных чисел. Так постепенно возникли общекультурный принцип прямой перспективы и закрепленный школой номинативный грамматический строй. Не все могли это понять и принять. Уже в Древней Греции разные люди, социальные группы, слои общества пользовались разными типами грамматического строя - слоями языка и культуры, иерархии которых и личностно, и на уровне общественного сознания выражали степень многоликости и единства общества как целого. Культурно-типологическая неоднородность общего языка рождает "ошибки" на правописание гласных в корнях современных русских слов, проверяемых ударением (и дети, и взрослые "не видят" корень, не различают гласных и согласных, "не слышат" динамического ударения); путают приставки (в глаголах) и предлоги (при существительных) - словом, подобно Платону и Аристотелю, с трудом дифференцируют части речи, процессы и стационарные состояния; часто "не видят" окончаний; не отличают звуков от букв; предпочитают прозвища. Система языка связана с типом культуры: архитектоникой коммуникации и социума. Номинативное предложение строится по модели прямой перспективы, в то время как сформированные "традиционными" культурами эргативные синтаксические конструкции и языки отвечают принципам обратной перспективы с направлением грамматической связи от сказуемого к подлежащему, обычно стоящему в форме одного из косвенных (подчиненных) падежей и безлично фокусирующему определенность смыслового окружения - контекста, ситуации. В более древних языках с активным грамматическим строем роль субъекта-подлежащего (агенса) была и остается еще более неопределенной и зависит от направленности действия, жеста, ситуации; в них нет категории времени, не фиксируется относительная прерывность речи. Все это есть в современных языках, однородных только на первый взгляд, и доминирование одного из слоев, сформировавшихся на разных этапах истории, определяет степень способности индивида к чтению, письму, освоению стандартов, ценностей и норм письменных культур.

В 1984 г. в США доля функционально безграмотных (не научившихся в школе читать и писать) составила 10% от общей численности населения (или 23 миллиона); 44% населения США были отнесены к категории алитераторных (читающих и пишуших с трудом, без желания). Примерно тогда же в ФРГ функционально безграмотных было 4 миллиона, или 15% от количества граждан старше 15 лет. В 1995 г. в Германии в среднем 15% восьмиклассников были способны понимать прочитанное только на уровне учеников 3 класса. Исследования германского "Фонда чтения" привели к так называемой "формуле третьей части": лишь для трети населения чтение вошло в привычку, одна треть читала от случая к случаю, и треть не читала никогда. Опирающийся на эти данные Р. Пацлаф видит причину "растущей" безграмотности детей и взрослых в прогрессе электронных СМИ . Однако дело, по-видимому, заключается в том, что в конце ХХ века общество, осознавшее опасность техногенного обезличивания человека, позитивистской "стандартизации", унификации идеального, выработало иммунитет и к идее поголовной "литераторности" народов. Одновременно отказались от доминирования законов прямой перспективы, согласно которым формально-логическое расширение картины мира автоматически приводит к свертыванию ее содержания, апофеозу подобия (позитивистского "стандарта"), когда большое становится неотличимым от малого, малое от большого, а из точки (субъекта) по правилу суппозици можно развернуть систему дискурсов (предикатов), "перекрывающих" действительное многообразие мира.

Литература:
Лосев А.Ф. Языковая структура. М., 1983;
Лурия А.Р. Язык и сознание. М., 1979;
Потебня А. Мысль и язык. Харьков,
1913; Хайдеггер М. Время и бытие. М., 1993.

Hosted by uCoz