Социально-психологический мониторинг как средство психологического сопровождения
детей со школьной дизадаптацией
О.Е.Хабарова
Каждый случай школьной дизадаптации уникален и требует всегда от специалистов
длительной и тщательной процедуры диагностики ситуации дизадаптации. В
диагностической процедуре основное внимание уделяется оценке индивидуальных
психофизиологических свойств, а первичная среда пребывания ребенка, по
отношению к которой он проявил дизадаптивное поведение, не подвергается
тщательному исследованию. Коррекционные процедуры также всегда направлены
на индивида-дизадаптанта и редко на среду, в которой было порождено явление
дизадаптации: изначально предполагается что она (среда) всегда нормативна.
В настоящее время фактически отсутствуют методические приемы и средства,
которые позволяют количественно выразить те средовые элементы и факторы,
которые вызывали неприятие или протест со стороны ребенка и делали невозможным
для него выработку соответствующих способов поведения, адекватных для
данной среды. Отсутствие диагностических средств выявления количественных
показателей среды пребывания ребенка-дизадаптанта не позволяет эффективно
работать с ней - осуществлять ее коррекцию. Специалисты в области коррекционной
педагогики при возвращении ребенка в массовую среду после системы коррекционных
мероприятий могут лишь рекомендовать педагогам-преемникам" следовать
тем или иным предписаниям по отношению к их "бывшему" дизадаптанту,
но никогда не имеют возможности осуществлять постоянный контроль за выполнением
их рекомендаций и координировать действия специалистов в массовой образовательной
среде. Следствием такого положения дел чаще всего является воспроизведение
ребенком дизадаптивного поведения и сведение к нулю всех усилий педагогов-коррекционистов.
Создать более эффективную систему психологического сопровождения детей
со школьной дизадаптацией оказалось возможным на основе использования
автоматизированной информационной системы социально-психологического мониторинга
(СПМ), ориентированной прежде всего на диагностику образовательной среды.
Система социально-психологического мониторинга разработана специалистами
Центра развития г. Ярославля и предполагает наблюдение любых по численности
и особенностям объектов системы "ребенок-образовательная среда".
При сопоставлении данных, полученных в ходе социально-психологического
мониторинга, и данных из комиссий по делам несовершеннолетних установлена
четкая зависимость определенных социометрических показателей с типом асоциального
поведения детей. В большинстве случаев феномены школьной дизадаптации
наблюдались задолго до того, как это явление перейдет из скрытого в объективный
социальный факт. В большинстве случаев, которые нам удалось наблюдать,
феномены крайне дизадаптивного поведения имелись там, где деятельность
классных руководителей была наиболее неуспешной, а порой и антипедагогичной.
Нами установлено:
дети, прошедшие по различным делам в комиссии по делам несовершеннолетних,
имеют соответствующие типу правонарушения социометрические профили. Это
позволяет наработать решающие правила, по которым станет возможным выявление
детей, находящихся на ранних стадиях развития дизадаптации;
существует связь между типом установившихся в школе "правил поведения"
и характером асоциального поведения детей в данной школе. Например, одни
школы "дают" в комиссии по делам несовершеннолетних чаще всего
случаи воровства, другие - разрушение построек и мелкое хулиганство на
улице, третьи - жестокое избиение сверстников и т.д.. Следовательно, школьную
дизадаптацию нельзя относить только к ребенку, часть вины должны принять
на себя и педагоги, создавшие такие "правила", которые с неизбежностью
порождают дизадаптивное и асоциальное поведение предпочтительно в таких
формах;
система социально-психологического мониторинга позволяет отследить
влияние на формирование дизадаптивного поведения ребенка внутрисемейных
конфликтов и пршнозировать тип будущего проявления дизадаптации (агрессивное
поведение, парааутистическое с уклонением от общения и учебы, аутоагрессия
и пр.). Как правило, родители считают, что успешность детей в школе не
зависит от проблем в отношениях родителей;
данные мониторинга убедительно свидетельствуют, что дети-дизадаптанты
долго и терпеливо ждут и прощают взрослым и своим более удачливым сверстникам
все свои тяготы пребывания в массовой школе, не ориентированной по сути
на работу с индивидуальностью. Как правило, мы могли наблюдать полную
открытость и максимальную готовность асоциальных детей к желанному положительному
контакту, который чаще всего так и не состоялся.
Представленные факты убедительно свидетельствуют, что требуется кропотливая
и целенаправленная работа со взрослым контингентом образовательной среды
со стороны управленческих структур, школьной инспекции и специалистов-профессионалов
Центров социально-психологической реабилитации. В настоящее время Школа
надежно защищена от того, чтобы относить явления школьной дизадаптации
к собственному педагогическому браку. Этому помогает мощная система санкций
(записи в дневниках, вызов родителей, ПМПК, "разборы" на педсоветах),
а также система мер со стороны комиссий по делам несовершеннолетних, которые
фактически констатируют "асоциальность" как ярлык и снимают
со школы ответственность за происшедшее.
Материалы Всероссийской научно-практической конференции 22-25 сентября
1998г.