Rambler's Top100
 
Центр мониторинговых исследований

Логотип
  Прайс-лист
  Курсы
  Форум
  1-a конференция социометрологов
   
Rambler's Top100
   
 
Социально-психологический мониторинг как средство психологического сопровождения детей со школьной дизадаптацией

О.Е.Хабарова

Каждый случай школьной дизадаптации уникален и требует всегда от специалистов длительной и тщательной процедуры диагностики ситуации дизадаптации. В диагностической процедуре основное внимание уделяется оценке индивидуальных психофизиологических свойств, а первичная среда пребывания ребенка, по отношению к которой он проявил дизадаптивное поведение, не подвергается тщательному исследованию. Коррекционные процедуры также всегда направлены на индивида-дизадаптанта и редко на среду, в которой было порождено явление дизадаптации: изначально предполагается что она (среда) всегда нормативна. В настоящее время фактически отсутствуют методические приемы и средства, которые позволяют количественно выразить те средовые элементы и факторы, которые вызывали неприятие или протест со стороны ребенка и делали невозможным для него выработку соответствующих способов поведения, адекватных для данной среды. Отсутствие диагностических средств выявления количественных показателей среды пребывания ребенка-дизадаптанта не позволяет эффективно работать с ней - осуществлять ее коррекцию. Специалисты в области коррекционной педагогики при возвращении ребенка в массовую среду после системы коррекционных мероприятий могут лишь рекомендовать педагогам-преемникам" следовать тем или иным предписаниям по отношению к их "бывшему" дизадаптанту, но никогда не имеют возможности осуществлять постоянный контроль за выполнением их рекомендаций и координировать действия специалистов в массовой образовательной среде. Следствием такого положения дел чаще всего является воспроизведение ребенком дизадаптивного поведения и сведение к нулю всех усилий педагогов-коррекционистов.
Создать более эффективную систему психологического сопровождения детей со школьной дизадаптацией оказалось возможным на основе использования автоматизированной информационной системы социально-психологического мониторинга (СПМ), ориентированной прежде всего на диагностику образовательной среды. Система социально-психологического мониторинга разработана специалистами Центра развития г. Ярославля и предполагает наблюдение любых по численности и особенностям объектов системы "ребенок-образовательная среда".
При сопоставлении данных, полученных в ходе социально-психологического мониторинга, и данных из комиссий по делам несовершеннолетних установлена четкая зависимость определенных социометрических показателей с типом асоциального поведения детей. В большинстве случаев феномены школьной дизадаптации наблюдались задолго до того, как это явление перейдет из скрытого в объективный социальный факт. В большинстве случаев, которые нам удалось наблюдать, феномены крайне дизадаптивного поведения имелись там, где деятельность классных руководителей была наиболее неуспешной, а порой и антипедагогичной. Нами установлено:
  1. дети, прошедшие по различным делам в комиссии по делам несовершеннолетних, имеют соответствующие типу правонарушения социометрические профили. Это позволяет наработать решающие правила, по которым станет возможным выявление детей, находящихся на ранних стадиях развития дизадаптации;
  2. существует связь между типом установившихся в школе "правил поведения" и характером асоциального поведения детей в данной школе. Например, одни школы "дают" в комиссии по делам несовершеннолетних чаще всего случаи воровства, другие - разрушение построек и мелкое хулиганство на улице, третьи - жестокое избиение сверстников и т.д.. Следовательно, школьную дизадаптацию нельзя относить только к ребенку, часть вины должны принять на себя и педагоги, создавшие такие "правила", которые с неизбежностью порождают дизадаптивное и асоциальное поведение предпочтительно в таких формах;
  3. система социально-психологического мониторинга позволяет отследить влияние на формирование дизадаптивного поведения ребенка внутрисемейных конфликтов и пршнозировать тип будущего проявления дизадаптации (агрессивное поведение, парааутистическое с уклонением от общения и учебы, аутоагрессия и пр.). Как правило, родители считают, что успешность детей в школе не зависит от проблем в отношениях родителей;
  4. данные мониторинга убедительно свидетельствуют, что дети-дизадаптанты долго и терпеливо ждут и прощают взрослым и своим более удачливым сверстникам все свои тяготы пребывания в массовой школе, не ориентированной по сути на работу с индивидуальностью. Как правило, мы могли наблюдать полную открытость и максимальную готовность асоциальных детей к желанному положительному контакту, который чаще всего так и не состоялся.
Представленные факты убедительно свидетельствуют, что требуется кропотливая и целенаправленная работа со взрослым контингентом образовательной среды со стороны управленческих структур, школьной инспекции и специалистов-профессионалов Центров социально-психологической реабилитации. В настоящее время Школа надежно защищена от того, чтобы относить явления школьной дизадаптации к собственному педагогическому браку. Этому помогает мощная система санкций (записи в дневниках, вызов родителей, ПМПК, "разборы" на педсоветах), а также система мер со стороны комиссий по делам несовершеннолетних, которые фактически констатируют "асоциальность" как ярлык и снимают со школы ответственность за происшедшее.

Материалы Всероссийской научно-практической конференции 22-25 сентября 1998г.

Hosted by uCoz